Весенне-летние куклы
Летние Куклы.
ВВОДНАЯ статья Боенцо(Берстеневой)Елены


Куклы играли  значимую роль в народных праздниках.
Они могли изображать божеств – Кострома, Ярило, образы  деревьев Березка, Ивушка, образы животных и птиц - Коня водили, похороны кукушки ( воробья), сущностей – Русалка,  Хлебный человек и других.
В  летних обрядах на жизнь, плодородие, урожай  куклы применяются  широко.

По Ведам и многим древним учениям человек является частью мира-природы, мироустройства и сам  проигрывает своей жизнью миф о круге жизни.
И человек и природа имеют  свой круг жизни : рождение ( проявление в этом мире) , расцвет, плодоношение и умирание. ( переход в неявленный мир)
Народ сам проигрывал миф об устройстве мира и круг жизни человека соответствовал годовому кругу,
При рождении его опоясывали поясом, для того чтобы выделить его в этот мир, ограничить его в материальном мире.
В народе проводили обряды  согласно этому кругу  человеческой жизни и  мира природы.
Собой, вплетенным в этот мир, устраивали свою жизнь и движение календарного цикла.
Например, весна – расцвет – Троица – праздники девичьи, влага, наполненность, после изгнание Русалки, для того чтобы пришло время плодоношения, игры, забавы, обряды с явной эротической направленностью. Молодым, незамужним в это время дозволялось то, что не разрешалось в другое время.

Обряды, поиск папоротника, кладов вел к пониманию что жизнь не конечна, что за явленным есть скрытое - нематериальное,  есть иная жизнь – жизнь ДУШИ.
«Зерно - хлеб»
                                       

(символика зерна)

      У многих народов зерно - средоточие вегетативной силы, символ плодородия, возрождения жизни, бессмертия, вечного обновления, здоровья; наделяется продуцирующей и защитной символикой; имеет значение множественности и богатства.
      В обрядовых трапезах зерно выступает в качестве главного ритуального блюда. У восточных славян рождественская и новогодняя кутья варилась из зерна разных злаков с добавлением бобов; у южных славян в день св. Варвары, в день св. Анны или Андреев день готовилось обрядовое кушанье варица из зерна злаковых, кукурузы и бобовых, чтобы все посеянное принесло богатый урожай. В день Афанасия зимнего женщины сообща варили кашу из зерна, часть ее закапывали в землю для плодородия (Родопы), на Средокрестие (среда четвертой недели Великого поста) пекли печенье - кресты, кладя в тесто ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился» (русские).
      В канун Рождества и Нового года на столе помещали зерна всех культур, веря, что это благоприятно повлияет на будущий урожай. Это зерно затем скармливали животным, домашней птице, чтобы они были здоровы и плодовиты. В новогоднюю ночь привязывали колос с крупным зерном к плодовому дереву для усиления плодоношения (Польша). В Сочельник бросали зерно пшеницы в потолок, чтобы родился хлеб, чтобы роились пчелы, чтобы рос молодняк и был таким резвым, как летящие зерна (Закарпатье, Гуцульщина).
      На Рождество и Новый год осыпали зерном домашних и дом, колядовщиков, ритуальные предметы (сноп). Зерно охраняло от порчи молодоженов и наделяло их плодородной силой, обеспечивало обильный урожай хлеба в новом хозяйстве, символизировало счастливую жизнь и здоровое потомство. При осыпании молодых зерном присутствующие старались его поймать, а потом сыпали невесте в подол (восточная Моравия). В Чехии и Силезии считали, что у невесты будет столько детей, сколько на нее упадет хлебных зерен во время свадебного осыпания. У сербов и хорватов, когда молодая входила в дом мужа, свекровь бросала на нее зерно пшеницы и говорила: «Сколько зерен пшеницы, столько тебе, невестка, Бог да пошлет счастливых детей!».
      В первую купель ребенка клали зерно или кусочек хлеба, вкладывали в ручку новорожденного несколько хлебных зерен; в люльку бросали горсть зерна. В Силезии на крестины младенцу приносили в дар зерно, чтобы мальчик стал хорошим хозяином и всегда имел хлеб. В родинных обрядах, кроме символики богатства и чадородня, выступает очистительная функция зерна: послеродовую грязь смывали водой и зерном, повитуха и роженица поочередно сыпали друг другу на руки Зерно (украинцы Волыни).
В похоронных обычаях преобладает охранная функция зерна: зерном посыпали покойника, порог дома, дорогу до могилы (восточные славяне). После выноса покойника, посыпали зерном лавку, на которой стоял гроб. Полагали, что смерть оскверняет зерно, поэтому, чтобы зерно «не пугалось», «чтобы оно не умерло», не утратило способности к плодоношению, при выносе гроба ворошили зерно и три раза подбрасывали горсть зерна вверх (Закарпатье); кто-нибудь из домочадцев шел в амбар и шевелил зерно (Хорватия). Родственница покойного, при выносе гроба, бросала ему вслед зерно, чтобы он не лишал хлеба оставшихся в живых (Белоруссия). В поминальные дни рассыпали Зерно на могилах.
      Зерно приносили в жертву сверхъестественным существам и духам предков, чтобы обеспечить плодородие; Зерно из первого снопа жертвовали на церковь.
      К Рождеству, Пасхе, «славе» в Словении и Хорватии, а также в Польше и Словакии существовал обычай проращивать зерно в горшке, что призвано было помочь зерну, посеянному в поле.
      Зерно наделялось функцией защиты людей и скота от нечистой силы, болезней: в дни, когда особенно активизировалась нечистая сила, обсыпали весь двор зерном, закапывали под порогом дома освященную в Сочельник пшеницу (восточные славяне), разбрасывали зерно по углам комнаты (гуцулы). Зерном пшеницы, сбереженным с Сочельника, можно было спастись от ведьмы, положив его под язык (украинцы восточной Словакии).
Зерно в гаданиях символизировало богатство, достаток, скорое замужество. По русскому поверью, «хлебное зерно в сору - замужество».
      В народной медицине особой целебной силой наделялось зерно первого и последнего ржаного, снопа. Ячменным Зерном прикасались к «ячменю» на глазу, после чего бросали его в огонь или в колодец, Для избавления от болезни ее «кормили» зерном. Во время эпидемий обходили село, осыпая его зерном. Зашитое в одежду Зерно является амулетом и защищает от всякой болезни.
      Самым первым злаком, который начал культивировать человек, является пшеница. Она распространилась из степных районов Среднего и Ближнего Востока (Месопотамии, Палестины, Сирии) около 8 тыс. лет до н. э. Самыми древними изобразительными доказательствами культового отношения к пшенице являются рисунки египтян, на которых изображены возделанные пшеничные поля Эти рисунки датируются 5—3-м тысячелетиями до н. э. Существует множество подтверждений этому и в более ранней мифологии египтян.