Основы изготовления народной куклы 
Фото кукол ученицы курса Ларичевой Ю.
Основные способы и приемы изготовления народной куклы

 





Самые древние конструкции изготовления кукол не изменились и сегодня. На них накладывается более позднее по времени шитье иглой, украшение куклы одеждой и изображение лица. В кукле отражается развитие и движение культуры от простого к сложному. Основу, несущую сакральный смысл, прятали и закрывали, из-за преследований и запретов. Куклу, несущую глубинные знания, берегли и прятали от чужаков, поэтому те, этнографы, которые делали сборы и описания обрядов не допускались к настоящему, им не говорили и не рассказывали важного.  А если те становились своими и посвященными, то уже сами они об этом не рассказывали, так как становились носителями народного тайноведения.












 






Способы изготовления куклы не изменились за все время, они просты и одно вытекает из другого, так, что если бы женщина делала это в одиночестве, не зная точно как сделать куклу, но разумно, то она сделала бы куклу правильно. Сегодня, встречая мастер-классы в сети интернет, всегда можно заметить лишнее, наносное, которое усложняет работу, то есть является дополнительным, придуманным определенным человеком. В кукле все просто, от этого и делая ее, отдыхаешь душой от сложности мира, поэтому ее так приятно делать сообща, и необходима прямая передача.
Просто потому, что так ее и делали, не было нужды специально обучать кукле, она была естественно вплетена в человеческую жизнь и знания о ее изготовлении входили в жизнь, так же как и образ мира, культура; как есть, спасть, говорить, впитывались самом сознанием человека.
Были и кукольницы, которые, как  рассказывает Нина Васильевна Осипова, известная мастерица из Вятки, почитались наряду с повитухами, свахами, имя их скрывалось, обычно звали по имени мужа. Знания они передавали, так же как и целители. Их приглашали и на свадьбы. Так же на свадьбы приглашали детей, которые делали куколок хорошо, и хорошо играли, поскольку если играли дети на свадьбе много, то и жизнь у пары будет хорошая. Так же по игре детей судили об урожае.












В музеях хранятся игровые куклы, так как тайные куклы не сохранялись или о них неизвестно широкому кругу интересующихся. Историю кукол мы можем проследить по игровой кукле, так как она и была иногда обережной и обрядовой, обережную давали ребенку для игры, а обрядовую отдавали после обряда детям, те в свою очередь могли ее одеть и нарисовать лицо.
  Крестушка - древняя конструкция, отражающая знание о мире, трехчастный мир, раскладываемый на четыре стороны. Мир, состоящий из нижнего, среднего и верхнего отражается в столбушках, в них же заключена основа столбик, обозначающая предка, и мужское начало, на которое накладывается женское; грудь, одежда.
    Крестушки могли быть из различных материалов, из природных и из тканей. Делание кукол называлось «вертеть» кукол, так как отражало способ изготовления. Основу куклы из ткани называли скатка, скалка, скрутка и подобное.
  Перевязки кукол делали разными способами, принятыми в какой-то местности. В Калуге, кукол перевязывали длинными и тонкими лоскутами ткани, завязывали узлы. В Вятке некоторую игровую куклу перевязывали так же, называли эти полоски - «ремки».













Использовали каждый кусочек ткани, зачастую не рвали лоскуток по размеру, а привязывали как есть, с тем, чтобы после использовать его снова, на другую большую куклу или просто на ремонт одежды, куколки и хранили лоскутки, в этих краях жили бедно и это отражает быт населения. Так же способы завязывания в куклах отражают и промыслы местности. Подготовка рук под промысел производилась с детства через игру и создание детьми кукол для игры.



Однако в Вятке  применяется способ вязки петель без узлов, витками и затяжками. Обережных кукол делали красными нитками, используя ткани от семи колен, то есть ткани семи поколений одежды семьи, зажигали свечу, молились, делали куклу-оберег в тишине и одиночестве, о кукле не говорили, что она обережная, это тоже было тайной. Делали четное число затяжек и нечетное петель, закрепляющих затяжку, эта петля была нечетной хотя может включать четное число петель,  важно и натяжение нити и плотность скатки. Кукла, сделанная по правилам является куклой с обрежными знаками, так как имеет кресты, включает квадрат и треугольник – фигуры, защищающие и гармоизирующие пространство.
©




Размеры кукол различные, и все же, дети, делая кукол, имели понятие о размерах, хот основным было наличие ткани. Старшие, делая кукол, придерживались определенных канонов. Размеры кукол: продольноладонная, поперечноладонная, локтевая ( голова куколки вкладывается в ладонь, тело куколки заканчивается у сгиба локтя), могли приниматься к сведению размеры руки ребенка. Так же существовали куклы для любования, они могли быть произвольного размера.

Изучая народную куклу и проникаясь мировоззрением, мы сможем обрести внутреннее чутье и знания, которые прямо записаны в нашей душе.

Выставка в музее игрушки в Сергиев посаде. Где хранится часть из моего собрания кукол.
http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/2010/announcements/istorich/15-02/MorozovIA.rtf


В второй главе Введения («Названия и разновидности кукол») исследуются разновидности кукол на примере русской традиции (параграф «Типология конструктивных особенностей куклы в русской традиции»). Приводятся описания основных конструкций кукол, встречающиеся у русских. При этом использованы как личные полевые записи и материалы автора, так и работы других исследователей.
Материал и технология изготовления в значительной мере определялись тем, для чего были предназначены куклы. Наиболее распространены у русских куколки из тряпок и лоскутков, из жгутов соломы, палочек или лучинок, реже использовались куклы из глины, воска, теста, поленьев или веточек деревьев. Встречаются также смешанные и более редкие типы: например, из костей животных, перьев птиц или яичной скорлупы.
Из наиболее распространенных можно назвать куклы, свитые из кусков материи — «закрутки», «скрутки», «скалки», «скатки». При их изготовлении в одних случаях сложенный в несколько слоев лоскут материи (чаще всего из остатков старой одежды, тряпья — «рибков», «ляпаков», «лахматов», «шабалов») скручивался в плотный жгут, концы которого либо завязывались узлом (обычно жгут предварительно складывали вдвое), либо крепились нитками или другим лоскутом, имитирующим головной убор. Часто изготовленные таким образом куклы изображали спеленатого младенца («ляльку»), поэтому не имели рук и ног, и у них отсутствовал костюм («снаряда»). В других случаях тряпку не скатывали, а сворачивали: сначала брали кусок материи по центру в кулак и скомкивали нижнюю часть, натягивая образовавшиеся складки назад, сворачивали несколько раз, вдвое, втрое, а затем из верхней части формировали голову. Иногда голову пришивали отдельно. Сам принцип изготовления и форма куклы в данном случае напрямую связаны с ее предназначением. С куклами такого рода обычно играли в ролевые игры «в дом», «в семью». Встречаются изготовленные таким образом куклы и в традиционной обрядности (в обрядах выпроваживания, в святочных и свадебных сценках ряженых и т.п.).
Второй распространенный тип тряпичных кукол — набивные. Для их изготовления шили небольшой мешочек, который плотно набивали тряпками, куделью, очесями («охлопками»), шерстью («волной»), реже — стружками, опилками, песком, золой. Затем из туловища формировали голову, перевязав мешочек нитками или лоскутками. Нередко голову кукле-«скрутке» набивали тряпочками и пришивали к туловищу отдельно. В больших селах и городах уже в прошлом веке к туловищу пришивали специальные фарфоровые головки, купленные на ярмарке.
Куколки, набитые пеплом или золой, встречаются в ареале расселения русских достаточно редко и характерны для зон контакта. Так, вепсам были известны как куколки с набитыми пеплом туловищами, так и активное использование пепла и золы в чучелах для святочного ряжения (Винокурова, 1994, с. 47). В этом же ареале пепельные куколки встречаются и у русских. Г.Л. Дайн зафиксировала подобные куколки в Мордовии и в Воронежской области (Дайн, 2007, с. 16-17). У русских пеплом чаще всего набивали только голову куколки. Еще один материал, использовавшийся для набивки, — зерно (откуда и название такого рода кукол — «зернушка», «зерновка», «крупеничка»).
Еще один тип традиционных кукол («крестушки») представляет собой конструкцию из веточек или крестообразно связанных лучинок, которыми можно было манипулировать, как марионетками. Примитивной их разновидностью являются «палочные куколки», изготовленные из веточек клена, в которые играли в Поволжье еще в 1950-60-е гг. Подобные конструкции очень характерны для киргизских куколок, а также встречаются у других среднеазиатских народов (Ботякова, 1995, с. 162-164, 166).
Куклы на основе костей животных или имитирующих их чурочек («панки») у русских в XIX — XX веках чаще всего употреблялись в детских играх. Деревянные куколки обычно вытесывались из чурки топором или ножом, причем придававшиеся им формы были довольно условными знаками человека или животного. Подобные разновидности кукол фиксируются в различных районах Русского Севера (Чекалов, 1974).
Распространенным типом являются глиняные куклы («глинышки», «глинтышки»). Они близки по форме к обрядовому печению и встречаются практически на всей этнотерритории русских. Некоторые из них поразительно близки как к археологическим находкам, так и к известным по позднейшим народным промыслам антропоморфным игрушкам.
Игровые куклы из костных остатков восходят, вероятно, к обыкновению давать детям обглоданные кости в качестве своеобразной игрушки. Использование в качестве своеообразного «скелета» для формирования туловища куклы, ее каркаса, костной или деревянной основы указывает на принадлежность к особой культурной традиции, наиболее ярко представленной у народов Сибири.
Важной деталью многих традиционных кукол являлась грудь, иногда гипертрофированно выделенная. Для ее изготовления использовались те же материалы, что и для головы. Голова же часто изготавливалась из другого материала, чем «тело» куклы. Помимо золы для этого нередко употребляли круглый камушек, небольшой корнеплод (репу, редьку, картофелину) либо другой овощ (например, луковицу). Из этих же компонентов нередко изготавливали зооморфные фигурки: «коровки», «собачки», «овечки», «курочки» («петушки»). Для создания прочной основы туловища нередко использовали лучинки, веточки дерева, корни растений, капустную или кукурузную кочерыжку, кости животных. Характерно, что все перечисленные компоненты могли самостоятельно выступать как в игре, так и в обряде в качестве примитивных куколок.
Характерной особенностью большинства традиционных кукол является отсутствие у них глаз, а в «классических» вариантах — и других черт лица. Прорисовка этих деталей становится обязательной лишь к середине XX века, по-видимому, под влиянием покупных игрушек. Встречаются случаи профилирования лица при помощи перетянутых крест-накрест нитей. Эта технология широко распространена у народов Средней Азии, а на Востоке Европы была известна, например, в некоторых регионах Украины.