Игрушки – важнейшие предметы помощники в воспитании детей, а знания и навыки, приобретенные в детстве, мы используем всю жизнь. С помощью игрушки закладываются образы действия, поведения человека в обществе, через игру ребенок осваивает обычаи мира, мировоззрение общества, в котором он живет.
Значительную часть среди игрушек занимают куклы. Артефакты древних игрушек сохранились в музеях мира. Среди них встречаются и тряпичные куклы, куклы – деревянные столбики в тряпичной одежде. Среди исследований и описаний древнего быта, описание игр и игрушек встречается мало. Видимо, игрушка как таковая живет, пока она в игре, как только игра закончилась, ее можно оставить, и не имеет смысла ее хранить, особенно кукол из природных материалов, которые использовались в игре, само предназначение игровой куклы определяет и ее жизнь. Большей частью сохранились игрушки из глины и дерева, тряпичная, соломенная, льняная кукла практически не встречаются.
Однако в игре и игрушках есть отголоски обрядов, дети – хранители обрядов, до недавнего времени дети играли в игры и передавали их от старшим к младшим, таким образом, через игрушки передавалось знание. Дети играли во дворах, на дорогах, на огороде, на свадьбе. Чем больше дети играют, тем урожайнее год, счастливее и богаче жизнь семьи. Поговорка: «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал», отражает важность игры. В семью новобрачная приезжала со своими куклами, приехавшую без кукол считали ущербной, ничему не обученной, не имеющей знаний и поддержки рода.
В современном мире игра переносится в виртуальную реальность. Ребенок не проживает важную часть взаимодействия с материальным миром, не ощущает в полной мере его красоту и плотность, то есть не имеет действительно образа мира. Не имея понятия об этом, он не может полноценно и счастливо прожить свою жизнь, не может принести и пользу обществу, реализовать свои способности и жизненные задачи.
Дети играли и играют всегда, только что сделанная игрушка в руках ребенка начинает играть, через игру можно познакомиться и создать мир с незнакомыми людьми. В игру шло все – травинки, цветы, дети строили шалашики из листьев, веток, палочка с камушком или пуговицей становилась куколкой. Дети обустраивали игровое пространство, мальчики охотно помогали его устраивать, девочки учились хозяйничать, совместная игра «в дом» позволяла набрать, отыграть, подготовить к будущей семейной жизни. Готовые игрушки с наборами мебели или различных предметов не могут дать такого разнообразия подручных материалов и разворачиванию воображения, для творчества.
В куклах сохранились основы, отражающие устройство мира, крестушка – крест, прибавление пространства на четыре стороны света. Столбушка – столбик - спеленатый предок, тело, которого разделено на трехчастный мир. Отражение древнейших знаний о мире, подсказки наследникам отражены в сказках.
Сохраняя и возрождая народную игрушку и куклу, мы возвращаемся к своим корням, извечному знанию, восстанавливая игру, мы развиваем чутье на то, что нужно нам для счастливой жизни.