Куклы для дома
Куклы для дома, пожалуй самый многочисленный раздел народной куклы.
Дом - наша крепость, наш оплот и поддержка.Для тго, чтобы дом был действительно таким, применяли множество кукол, по разным надобностям  домашней жизни.
Охрана - защита, сытость - достаток, тепло- уют, любовные доверительные отношения - на это и делали кукол помощников в доме.
Начало года, как и день рождения человека  отправная точка, которую старались хорошо отметить, чтобы весь год был хорошим.
Перед его наступлением делали очистительные обряды от старого, чтобы заполнить освободившееся место под новое и чистое.
Показательна в этом куколка калужская куколка "От плохого".
Она создается как и Берегиня дома, только из старых вещей. Куколку делали, вспоминая плохое за год, и сжигали перед самым Новым годом.
 
Курс дистанционный, видеоконсультации, материалы презентациях, сертификат об окончании курса.
Куклы курса
1. Ангел
2.Знак
3.Берегиня дома
4.Громница
5.День и Ночь
6.Десятиручка
7.Крупеничка
8.Кубышка Травница
9.Столбушка на лад в семье
10.Кукла на ложке
11.Благополучие
12.Домашняя масленица
13.Веничек Благополучия
14.Берегиня сна
15.Кукла Полено
16.Берестушка
17.Домовушка
18.Зернушка
19.Урожайная
20.Комодная
21.Шестиручка
22.Горошинка Хорошинка

23.Бонус - Окно радости

Дом - мельчайшая частица, неделимый атом древнего общества был весь пронизан магическо-заклинательной символикой, с помощью которой семья каждого славянина стремилась обеспечить себе сытость и тепло, безопасность и здоровье.\
Рыбаков.
Дом – хоромы были защищены « от повсеместно разлитого губительного начала» доброжелательными символами; изображениями солнца, громовыми знаками, изображением богини на вершине строения, конских голов, подковы у дверей и другими. Располагались они на местах, вокруг всех отверстий, откуда всевозможные злыдни могли проникнуть к человеку. Декоративные, а ранее магически-заклинательные символы располагались на воротах, окнах, крыше. А на случай их проникновения в дом, защитными символами были украшены все обиходные предметы  и утварь.
  То же относилось и к одежде человека, там, где кончалась ткань, сделанная с использованием предметов, с нанесенным  магическим орнаментом.










Вышивка располагалась по вороту, рукавам, подолу.
В наше время на Белом море и поныне делают  магические  знаки из травинок и вешают на входную дверь со стороны улицы от злых ведьм. Знак состоит из шести пучков травы, по 14 травинок в каждой, сложены особым способом, 7 в одну сторону, 7 в другую. Связывают решеткой по три пучка, получается знак, который часто используют и в вышивке. Когда, стучащийся в дверь, притрагивается к знаку, с него опадают семена, вместе с ними, осыпается зло колдуна.
Оберегом служила ограда, забор. На него вешали старые битые горшки для отвода глаз. Так же на самой ограде, состоящая из деревянных досок, вырезали образную  фигуру  человека, до сих пор такие изображения встречаются уже в исполнении из кирпича или вырезаны из железа.
Берегиня дома.

Передавала Тарасова Римма Яковлевна.
Бытовала в Калужской губернии. Вешали у входа в дом, так чтобы она смотрела сверху на входящих.
Бережет дом от пожаров, злых людей, в руках – узелок с добром.
Подмечено, когда куколка висит над дверью, в дом не могут войти люди, которые неприятны. О таком случае рассказала Римма Яковлевна. По просьбе своей  соседки она сделала для не такую куколку, в дом перестала приходить надоедливая соседка, однако, через два года, как только ее муж увез куколку в сад, та сразу же пришла в дом.

Берестушка  и Домовушка

Когда дверь не нужно было запирать, потому что кто-то из домочадцев еще не вернулся, а спать уже пора; ставили у входа полено. Его обряжали женщиной или мужчиной.  Полено обтягивали  то низа до половины  темной тряпкой, сверху одевали шапку, кукла готова. Чужие, заходя в дом задевали полено и создавали шум, будя хозяев. Свои же знали, как полено стоит, и не тревожили домочадцев.
Позднее, полено заменила куколка на бересте, ее ставили на притолоку.  Такие куколки находили и за наличниками, а внутри ее вкладывали записочку с обережной молитвой. Позже,  куколку стали делать из ткани. Куколка маленькая, входит в ладонь. Такой размер современным языком  называется поперечноладонный. В вятке такую куколку делали одной ниткой от начала до конца.
О празднике Параскевы Пятницы рассказала кукольница Осипова Нина Васильевна
из Кирова.
В кировской области на сегодня сохранилось 12 видов обрядовых кукол
Параскева Пятница.
10 ноября проводился праздник Параскевы Пятницы.Праздник был разделен на
две части, до обеда и после обеда.
До обеда праздновали Параскеву-Льняницу. Часов в 12,на одной из улиц, либо
на площади, собирались со всего села женщины и девушки и хвастались своими
рукодельями.Они выстилали на первый снег тканое полотно и сравнивали у кого
белее.В этот же день
могла быть устроена ярмарка,где продавали всякую утварь и рукоделья.
Устраивали игрища.Например: женщины и девушки вставали в 2 шеренги лицом
друг к другу и по очереди проходили между шеренгами,хвастаясь своими
полотенцами/игра с фестиваля Удаль молодецкая/.
Вторая часть праздника Параскева-Платочница,праздновалась так.В избе
одинокой женщины собирались женщины и молодухи.Они несли с собой выпечку
на стол,угощенье не было богатым,т.к. сама Параскема не была богота.
Собравшиеся женщины старались как то по- особенному завязать платки на
голове,иногда в складки платкавставляли еловые веточки или бумажные цветы.
Здесь же хвастались новыми платками,подаренными мужем или другими людьми
в знак благодарности за помощь и добродетель хозяйки платка.Занимать на
такие посиделки чужой платок считалось дурным делом.
На этих посиделках наряжалибольшую куклу Параскеву Пятницу,делали её на
крестовине.Обряжать куклу было поручено самым достойным женщинам.
Иногда перед праздником специально для куклы Параскевы шили
рубаху,сарафан,плели пояс.Делали это сообщя.Бывали случаи когда женщина
делала что то для Параскевы,довая обет:"Помоги мне Параскевушка,а я тебе к
празднику пояс сплету".После праздника куклу разнаряжали,одежду,которую шили
специально для куклы хранили до следующего года.
Когда Параскева была обряжена,все дарили её подарки.За чаепитием
родственницы могли дарить друг другу подарки-кукол Параскев.
В каждом доме у женщин в их уголочке в щель в заборке была воткнута кукла
Параскева.В те годы когда кукла была запрещена,она превратилась в
подушечку-игольницу, у которой был определенный рисунок.
По кукле Филиповке Нина Васильевна говорит, что кукла очань древняя и
по этому сведении у неё нет.Кроме того,что оно северная кукла и многорукая.


Материалы авторские. Копирование запрещено без разрешения автора.
Благополучие.

Передавала И.В.Агаева.
Кукла Тульской губернии, Белевский р-он.
Куколку делали родные в подарок на новоселье хозяйке или с пожеланием благополучия. Размер куклы – горшок, в котором варили кашу ( по ней иногда учили девочек варить кашу, на мешочке наносили стежки красной нитью – метки). Видимо, чтобы на каждого члена семьи еды хватало.
Известна куколка Помощница, которую делала мама  девочке с тем, чтобы она научилась кашу варить. С поучением: «По пояс крупички, по шейку водички, по головку каши». Куколку можно было нарядить в одежду.
Мешочек набивался до верха, сверху клали зерно – на урожай, мех – на тепло, денежка – на богатство.  На быстрые перемены клали горох.
Мех и зерно – сакральные предметы. Мех использовали в родильных обрядах; на мех принимали новорожденного, чтобы он был богат. Молодоженов на свадьбе садили на лавку, покрытую мехом и нельзя было молодоженам прикасаться голыми руками к друг другу, чтобы не жить бедно, для этого у невесты в свадебном наряде делали длинные рукава. Матицу при строительстве закрывали мехом.
Зерно – это и еда и будущий урожай и знак роста, развития. Так же молодоженов осыпали зерном и хмелем для плодородия и богатства. Делали куколку из зерна для игры детям. Куколка Зерновушка, Овсянка, Крупеничка делалась тоже из зерна.
Тона куклы спокойные, неяркие, чтобы не выделялась среди домашней утвари, куколка находилась в бабьем куту.

Домовиня

Кукла  найдена в старообрядческом доме,  в бабьем куту, напоминает  домовиню на страообрядческих кладбищах.
У Рыбакова – у каждого дома была домовиня с прахом  предков.

http://www.tvoyhram.ru/ribakov/Ribakov04.html


Обряд поздравлений молодоженов, повенчавшихся в январе - феврале этого года (в марте и апреле не венчали из-за великого поста) оказался присоединенным к празднику "красная горка", к новомy циклу бракосочетаний и был приурочен к дню предков "родонице". Культ предков был очень многогранен: дедов молили и о сохранности дома, и о целости скотины, о здоровье людей и об урожае и о семейном благополучии вообще. Поэтому вполне логично, что "вьюницы" были приурочены к главному дню поминовения родичей, носившему специальное наименование "родоницы" - предки должны были освятить новую семью, которая поручалась их заботам.

Все это происходит в двух различных пространствах: одна часть молений предкам связана с домом, с местом, где они, предки, строили, жили, трудились, праздновали, а другая часть проходит на месте упокоения их праха, в "городе мертвых", где стоят рядами, как избы в селе, деревянные избушки-домовины, покрывающие урны с сожженными костями (в раннее время) или истлевшие костяки погребенных предков 107.
http://www.tvoyhram.ru/ribakov/Ribakov04.html
Желающих знать и понимать, что делают приглашаю на курсы "Куклы для дома".
Обращаться лично.